История похищения «Бассейна в гареме»
Твитнуть |
|
Картина Жан-Леона Жерома «Бассейн в гареме» (1876) имеет очень несчастливую судьбу. Украденная из самого Эрмитажа нашими современниками, изуродованная, она проходила долгую процедуру восстановления с лучшими специалистами реставрационного дела.
Французский живописец Жан-Леон Жером именуется «этнографическим художником». Из своих путешествий по мусульманскому Востоку он привозил массу впечатлений и зарисовок, которые впоследствии превращались в картины.
Академический стиль рисунка, большое внимание к климату, рисункам на ткани, этнографическим типажам, архитектуре — все это сделало художника знаменитым. На картине «Бассейн в гареме» изображена турецкая общественная баня, на переднем плане двум обнаженным белым женщинам темнокожая служанка, закутанная в национальный наряд, предлагает, видимо, кальян. И здесь Жером остался верен себе, не поскупившись потратить время на отрисовку расписных изразцов, деталей интерьера, и как всегда много внимания обратил на свет, льющийся из проемов в потолке.
В 1875 году будущий император Александр III посетил мастерскую уже получившего признание Жерома в Париже и сделал заказ на эту картину для своей личной коллекции. В Эрмитаж она была передана после в 1918 года из Аничкова дворца, где и экспонировалась на выставке французской живописи XIX века на третьем этаже Зимнего дворца.
22 марта 2001 года «Бассейн в гареме» безжалостно вырезали из рамы. После обнаружения пропажи Эрмитаж был перекрыт, посетителей внутри тщательно досматривали, но было уже поздно... Потом выяснилось, что зал был закрыт для посещения из-за отсутствия необходимого числа смотрителей, но вор легко обошел преграждающий шнурок, а съемка на камерах наблюдения оказалась слишком плохого качества, чтобы помочь следствию. Так или иначе, но вору удалось вынести большое полотно размером 73,5x62 см из здания. Зато однозначно установлено, что похититель явно обладал нужными навыками и твердой рукой, поскольку вырезал полотно очень аккуратно.
По всем телеканалам прошли сюжеты о краже, демонстрировали картину. Еще бы! Ведь ее страховая стоимость на 1995 год составляла ни много ни мало 1 млн $! Увы, но даже такая шумиха в прессе ничем не смогла помочь, следствие тоже явно буксовало...
По одной из версий картину украл психически нездоровой человек. Ведь полотно слишком известно, чтобы его продать случайному покупателю, но и не самое лучшее в творчестве Жерома, чтобы кто-то специально делал заказ на его похищение.
История возвращения картины удивительна не менее истории похищения. В конце 2006 года в приемную КПРФ позвонил неизвестный, сообщив что верит только коммунистам и хочет передать нечто ценное. В целлофановом пакете обнаружился «Бассейн в гареме», сложенный и с прорывами на потертостях! Шокированные эксперты Росохранкультуры провели несколько экспертиз и установили, что куски полотна являются подлинниками. Кстати, в том же 2006 году нашлась еще одна пропажа — «Сальера» великого Челлини.
29 января 2007 года глава Управления по сохранению культурных ценностей Росохранкультуры Борис Боярсков возвратил картину Жерома Эрмитажу.
Специалисты и реставраторы много трудились над восстановлением холста, осыпавшейся краски и деформациями. Ниточки в местах прорыва буквально сплетались заново под микроскопом, за рабочий день удавалось состыковать не более 1 см! Сплетались заново и остатки картины в раме с вырезанным полотном. Потерю живописи восполняли максимально аккуратно.
И, наконец, 7 декабря 2009 года публике был продемонстрирован «Бассейн в гареме» после реставрации. Все очень надеются, что несчастья подобного рода будут случаться в музейной жизни гораздо реже.
Вора ищут до сих пор.
Твитнуть |
|