Серафима Бирман. Талант с удивительным лицом
Твитнуть |
|
Дата рождения: 10 августа 1890 года.
Дата смерти: 11 мая 1976 года.
Полное имя: Серафима Германовна Бирман.
Советская актриса, театральный режиссер и педагог сценического искусства. Одна из основателей Московского театра им. Ленинского комсомола.
Народная артистка РСФСР, лауреат Сталинской премии.
Нестандартная внешность, талант и актерская манера этой актрисы помогли найти ей свое амплуа. Она никогда не играла манерных красавиц, ее героини были парадоксальны, экспрессивны, трагикомичны или даже с элементами трагифарса. Серафима Германовна написала о своем амплуа так: «Беспокойно, рискованно быть актрисой острой характерности, доходящей порой до гротеска, если под гротеском не разуметь бессмысленного и безответственного кривляния».
С детства комплексуя из-за внешности, а особенно «выдающегося» носа и горбатости, явно не обладая красотой Наташи Ричардсон, юная Серафима тем не менее мечтала стать актрисой. Пройдя обучение в Драматической школе А.И. Адышева начинающая актриса поступила в МХТ и, как и положено, играла роли без слов «подай-принеси». С 1913 года служила в Первой Студии МХТ, а при ее реорганизации в 1924 году во МХАТ 2-й стала одной из ведущих актрис труппы. В 1936-1938 годах служила в театре имени Московского областного Совета профессиональных союзов (МОСПС). В 1938-1958 годах была одной из основателей, а затем актрисой и режиссером Московского театра им. Ленинского комсомола. В 1959 году вернулась в МОПС, который к тому времени изменил название на Театр. им.Моссовета.
Серафима Германовна участвовала в постановках по романам Н.С. Лескова, М.Е. Салтыкова-Щедрина и т.д. В самом начале работала над ролью королевы в «Эрике XIV» под руководством Е.Б. Вахтангова.
Практически сразу она пробует себя и в режиссерстве, создав в 1923 году спектакль по произведениям А.Н. Толстого «Любовь — книга золотая». В собственной постановке 1936 года в Театре МОСПС и в 1942 году в спектакле Московского театра. им. Ленинского комсомола Серафима Бирман играет роль Вассы Железновой, трактуя ее образ как противоречивый, подверженный внутренним страстям.
Приглашали актрису и в кино, правда, не часто. В силу специфической внешности ее роли были эпизодическими, но яркими и характерными, впрочем, для этих ролей ей приходилось сдерживать свой темперамент. К примеру, в 1927 году она играет в «Девушке с коробкой», в 1938 году «Человеке с ружьем», в 1956 году в «Безумном дне»... Но самая потрясающая ее работа в кино — это, несомненно, роль Ефросиньи Старицкой в двух частях «Ивана Грозного» С.М. Эйзенштейна (первая серия вышла в 1945 году, а вторая допущена цензурой к показу лишь в 1958 году). Говорят, что роль Старицкой первоначально предназначалась Фаине Раневской, но, опять же по слухам, «злая Фуфа» разругалась с тогдашним директором «Мосфильма» и осталась без роли... Сама Серафима Бирман тоже была остра на язык, но свои определения, в отличии от Раневской, давала без бранных слов. Впрочем, работа над ролью боярыни далась Серафиме Германовне не легко — Эйзенштейн лишь говорил, что ей следует ходить не глядя под ноги, смотреть на софиты, но не работал с ней над характером Старицкой. Раздосадованная актриса писала режиссеру гневные послания и внутренне примирилась с ним лишь увидев результат работы на экране.
Трижды актриса привлекалась к озвучению детских мультфильмов: «Остров ошибок», «Человечка нарисовал я» и «Рикки-Тикки-Тави».
В 1946 году получила звание Народной артистки РСФСР. В том же 1946 году получила и Сталинскую премию за роль в «Иване Грозном».
Свой бесценный опыт Серафима Бирман передала молодым актерам в книгах и статьях по театральному искусству.
Ее муж — Александр Таланов — был моложе на целых 11 лет, но детей у них не было. Серафима Бирман пережила мужа на 7 лет и была похоронена рядом с ним на Новодевьичем кладбище. Свои последние дни она провела в психиатрической больнице, практически слепая Серафима Германовна продолжала репетировать и репетировать, не замечая и не узнавая никого вокруг.
Твитнуть |
|