Сальвадор Дали не ценится на аукционах
Твитнуть |
|
По неписаному закону, когда умирает художник, его работы мгновенно начинают оцениваться на 15-20% выше, чем при жизни. Так происходит со всеми мало-мальски известными творцами, но только не ... с Сальвадором Дали.
В день смерти Энди Уорхола телефоны художественных галерей Калифорнии раскалились докрасна. Любителям искусства непременно захотелось раскупить все его работы, находящиеся в свободной продаже. После смерти Сальвадора Дали эксперты неодобрительно поджимали губы: работы Дали, мол, не котируются — слишком уж часто он подписывал чистые листы бумаги, платил своими рисунками врачам, обслуживающему персоналу, неоправданно высокими были тиражи его литографий и гравюр, слишком много фальсификаций появлялось на рынке уже при жизни художника. Один из экспертов даже осмелился озвучить стоимость мошенничества с «далинианой» в международном масштабе — 3 миллиарда долларов. А Джон Танкок — тогдашний вицепрезидент отдела импрессионизма аукционного дома Sotheby's — категорично заявил: «Смерть Сальвадора Дали не окажет влияния на ставки на аукционах».
Через двадцать лет после смерти самого эксцентричного художника прогнозы экспертов, увы, подтвердились. Сотни работ Дали появляются на аукционах ежегодно, но редко удается продать работу по приемлемой цене. В последние годы лишь 6 картин (из тысяч!) превысили цену 500 000 евро. Среди них «Аллегория воздуха» — 825 000 евро (аукцион Christie's 2006г.) и «Портрет Мадам Шлумбергер» — 803 000 евро (аукцион Sotheby's 2008г.). Самым дорогим холстом Дали стал портрет «Моя обнаженная супруга», проданный в 2000г. в Лондоне за 4 127 000 долларов частному коллекционеру. Большинство творений Сальвадора Дали уходит по смехотворным ценам или вовсе оказываются невостребованными.
Понадеявшись на новые технологии, мадридский аукционный дом Sala Retiro обратил свой взор на всемирную паутину. Первый аукцион он-лайн, на котором был выставлен рисунок Сальвадора Дали, состоялся на испанская площадке Ebay.com в 2004г. Работу, размером 18x12,5 см, написанную между 1925 и 1930 гг. выиграл частный каталонский коллекционер всего за .... 5 100 евро!
В 2003г. в Париже на аукцион была выставлена частная коллекция «Капитана» Джона Питера Мура (John Peter Moore) — бывшего секретаря Сальвадора Дали. Более 450 рисунков, акварелей, картин маслом и скульптурных изображений за подписью художника ожидали своих новых хозяев. Однако в большинстве случаев ожидание было напрасным. По мнению специалистов, выставлять коллекцию на торги за год до столетнего юбилея мастера — было грубейшей ошибкой.
Вообще, аукцион был окружен странными событиями. Одно из произведений сняли с торгов из-за того, что эксперт Роберт Дешарне (бывший управляющий гения и его биограф) не смог подтвердить авторство Дали. Другая работа – небольшой рисунок размером 9,6x12,8 см, значившийся в каталоге под номером 361 (начальная цена 500 евро), — был то ли потерян, то ли украден. Администрация аукциона заявила, что они тут ни причем, и если это и случилось, то во время последних разъездов коллекции (к экспертам Вены, Цюриха и Милана). Карточная колода 1967 года из 23 карт, выполненная Дали фломастером, которой прочили очень высокие ставки, не заинтересовала никого из присутствующих. В целом, многие рисунки, плакаты и эскизы художника оставили любителей искусства равнодушными, за исключением многочисленных эротических рисунков, выставленных на второй день аукциона.
Звездой стал пейзаж «Пляж Льяне в Кадакесе» 1923г. (La playa del Llane en Cadaques), проданный за 360 000 евро. В торгах этой картины приняли участие и владельцы некоторых каталонских галерей, но, в конце концов, они были вынуждены отступить, видя, как цена переваливает за 200 000 евро. Высоко оценили и еще одну работу — «Ретроспективный бюст женщины» 1933 г. (Retrospective Bust of a Woman). Бронзовый бюст с батоном хлеба на голове, муравьями на лице и початками кукурузы в качестве ожерелья, ушла за 300 000 евро, на 50 000 больше, чем рассчитывали владельцы аукциона Artcurial.
Иногда начальная цена вырастала, чуть ли не в десять раз. Так произошло с картиной «Сестра Дали с куклой» 1923 г. С 2 000 евро цена поднялась до 17 000.
Однако на аукционе выручили всего четыре с лишним миллиона евро вместо ожидаемых семи миллионов.
Многие коллекционеры и любители живописи участвовали в торгах по телефону, были среди них и испанцы. Фонд Гала-Дали от участия в аукционе отказался из-за судебной тяжбы с владельцем коллекции, выставленной на аукцион, «Капитаном» Муром (прозвище, придуманное самим Дали) по поводу создания вероятных фальсификаций.
Джон Мур — фигура неоднозначная. Бывший военный, служивший в годы Второй Мировой войны в службах разведки союзных войск, в послевоенные годы начал работать на кинопродюсера Александра Корда. На съемках фильма «Ричард III», проходящих в Риме, он и познакомился с художником, которому была заказана афиша к кинофильму.
Будучи ответственным за телевизионный канал Ватикана, он организовал встречу Дали с римским папой и, возможно, использовал свои связи, чтобы помочь аннулировать первый церковный брак Галы и организовать венчание мастера и его русской жены. С 1960 по 1974 годы, в качестве секретаря и менеджера, он сопровождал Дали и Галу повсюду: в ежегодном зимнем вояже в Нью-Йорк, весной и осенью в отель Meurice в Париж, летом в Кадакес.
Впервые коллекция Перро-Мур была представлена в 1973г. в Фигейрасе, и Муниципалитет города назначил «Капитана» Мура Главным Хранителем Музея Фигейраса.
Но именно в Кадакесе, оставив работу у Дали, Мур вместе со своей женой создал свой музей – музей Перро-Мур, на открытии которого в 1974 году присутствовал сам Дали и Гала. Избавиться от коллекции, по его словам, его заставила слишком высокая стоимость содержания музея.
На аукционах произведений Дали иногда творятся странные вещи, как будто мастер продолжает подсмеиваться над своими почитателями. Организаторы аукционов только вздыхают, видя, что их одежды на хорошие комиссионные в очередной раз не оправдались. Эксцентрик по жизни, Сальвадор Дали и после смерти продолжает оставаться великим мистификатором, сюрреалистом и просто «Божественным», как он себя сам называл. И как всякому божеству – все материальное и финансовое ему чуждо.
Твитнуть |
|